Тесты для дошколят

(Данные тесты взяты из книги Горчаковой В. Развитие способности ребенка. Как подготовить его к школе? От 4 до 7 лет – М.: Эксмо, 2014.)

 Что нужно измерять у ребенка от четырех до семи лет?

Целостность границ «Я». Произошло ли рождение «Я» в кризис трех лет? Возникла ли у ребенка базовая автономность,самостоятельность в действиях? Или сформировалось чувство вины и сомнений в себе?

 

 Тест природных дарований и связанных с ними предназначения, смысла жизни, миссии. Все это открывается ребенку в пять лет через любимые сказки или предпочитаемые образы телеэкрана.

Креативность как способность привносить в жизнь или в деятельность что-то новое либо создавать что-то принципиально новое.

Нравственность как способность к нор­мативному поведению и основе физического здоровья.

Особенности мыслительных операций и общий уровень интеллекта.

Особенности социальной адаптации или дезадаптации.

Наличие эмоциональных проблем, которые могут тормозить развитие.

Как это измерять?

Самый эффективный способ тестирова­ния — это прямое, включенное, компетентное наблюдение. При этом вы должны быть в нор­мальном эмоциональном состоянии, хорошо каптированы и защищены: не испытываете стресса, больших тревог и непреодолимых волнений, относительно здоровы, обеспечены всем необходимым и не одиноки.

Но если в силу описанных выше причин:

  • нарушены нормальные, приемлемые эмоциональные отношения и связи внутри семьи;
  • потеряна эмоциональная связь с ребенком;
  • нет единого мнения по воспитанию ребенка в семье;
  • нет ощущения понимания своего ребенка;
  • нет уверенности в правильности своих действий по отношению к ребенку;
  • есть противоречия в вашем отношении  к ребенку

 

-стоит прибегнуть к простым и очень действенным инструментам.

Тест «Отметь себя»

На чистом листе бумаги формата А4 на 2/3листа изображен круг.

Покажите лист ребенку. Скажите, что круг -это детская площадка. Попросите его отметить (точкой, галочкой, крестиком, рисунком, значком или как-то еще) себя на этом листе бумаги.

Если ребенок обозначает себя:

  • точкой – низкая самооценка
  • галочкой — легкость, стереотипное воспитание;
  • крестиком — агрессия, аутоагрессия;
  • рисунком — художественные способности
  • как - то по-другому - креативность.

Если на листе он расположил себя:

  • в круге — целостность границ «Я»;
  • за кругом — недостаточная общительность,   социальная дезадаптация, неопределенность «Я», нет самостоятельности, автономно­сти;
  • в центре — эгоцентризм, демонстратив­ное поведение, чрезмерное внимание к ребенку. Возможно, талант, одаренность;
  • на границе — нарушение границ «Я» (на­силие или навязанные действия).

Поделите круг на 4 сегмента линиями по горизонтали и вертикали. Посмотрите, в какой части круга ребенок отметил себя?

  • в верхнем правом углу — возвышенность, эмоциональность, образное мышление;
  • в левом верхнем углу - абстрактное мышление;
  • в нижнем правом углу - низменность чувств, конкретное мышление;
  • в нижнем левом углу - неосознанность.

Побеседуйте с ребенком.

Из практики:

Олеся, 7 лет. Поставила галочку в верхнем правом сегменте круга,что говорит о возвышенности,эмоциональности.

  • Почему здесь?
  • Я такая, как все. Я не очень умная. Не очень талантливая.
  • Почему галочка?
  • Это птичка.
  • А птица, она какая?
  • Красивая. Зоркая. Все видит.

Вывод: границы «Я» у ребенка не нарушены. Эгоцентризм преодолен.

 

 

Тест на самые яркие врожденные качест­ва (характеристики). С ними связаны способ­ности ребенка.

 

Вы в магазине мягких игрушек. Ребенок может выбрать себе на память только одну из семи: ангелочек, чертенок, Барби, Железный человек, Гарри Поттер, Вождь краснокожих, Бэтман.

Интерпретация:

Ангелочек — искренность;

Чертенок — агрессия;

Барби — любовь;

Железный человек - активность, напористость;

Гарри Поттер — фантазия;

Вождь краснокожихлидерство;

Бэтман — смелость.

 

 

Тест на определение ведущих социаль­ных чувств, чувств по отношению к людям во­обще, к миру, к социуму, окружению. Предло­жите ребенку роль в кино. Какую он выберет?

Принц/Принцесса — любовь к людям;

Инопланетянин/Лунтик — одиночество (возможно, творческое), ориентация на дру­гую цивилизацию;

Президент — желание командовать, руководить, влиять, волевые, лидерские качества;

Машенька/Настенька - коллективизм, простота общения;

Антошка — внутренняя свобода, свобода от условностей;

Волшебник — способность притягивать внимание, интерес к публичной жизни, звездность;

Сказочник — интерес к историям и умение их создавать, писать, изображать.

 

 

Тест на общий уровень интеллекта

Попросите ребенка сказать первое пришед­шее на ум слово. Пусть назовет связанную с ним ассоциацию и говорит до повторения или ока он сам не остановится.

Из практики

— Гроза (конкретное мышление).

А теперь ассоциация со словом «гроза»?

  • Ветер.

Дальше, ассоциация со словом «ветер»?

  • Трава.

И далее до бесконечности.

 

Если ребенок называет семь (плюс/минус две) ассоциаций — это нормальный уровень интеллекта. Больше — одаренность. Меньше - низкий уровень интеллекта. Возможно, задер­жки в развитии.

Знайте, есть два типа ассоциирования:

линейное ассоциирование — когда одна ас­социация вытягивает другую;

веерное ассоциирование — когда ассоциа­ции сыплются от одного, первого слова.

Линейное ассоциирование — последова­тельно-логичное мышление.

Веерное ассоци­ирование — спонтанность.

Если ассоциации ребенка — это образы и картинки, у него образное мышление. Если его ассоциации — это действия (например, ругать), цвета, социальные роли (мама, пара, брат), предметы окружения (стул, стол)- бытийное мышление, недостаток образности. Недостаток образного мышления — это недостаток эмоционального развития ребенка. Проблемы эмоциональногоразвития связаны со стрессами в детстве, «холодной» матерью.

 

Тест на нравственность как базу для физического здоровья ребенка

 

Скажите ребенку: «Ответь, что с ними делать? Быстро, не задумываясь. Кошка. Собака. Птица. Рыба».

Нормально, если ребенок говорит: «Гладить,кормить, отпустить». Это свидетельствует о наличии у него нравственного стержня, нравственной прокладки. Но могут быть и другие варианты ответов:

«Смотреть» — социальная пассивность, гиперосторожность.

«Защищать, любить» — гиперсоциализация,псевдовоспитанность.

«Ловить» (рыбу) — ранний детский прагматизм. Ребенок вынужден был рано повзрослеть.

«Убить, поймать» — агрессия, садистические наклонности.

Тест можно продолжить для подтверждения гипотезы о раннем детском прагматизме или агрессивности ребенка, добавив, например: «Муха. Корова. Лошадь».

Кстати, «убитьмуху» это нормально. Разумные действия защиты.

Это проективная методика. Проекция - перенос действий и суждений о себе самом на другие предметы. Подумайте над тем, что сказал ребенок, и сделайте свои выводы.

 

Тест на воображение

Дайте ребенку абсолютночистый листбумаги. Скажите, что простым карандашом, едва заметно, вы нарисовали здесь рисунок.Чтобы
увидеть его, надо быть очень внимательным.

Только самые выдающиеся дети это заметят. Подбодрите малыша: «Вот-вот, туда смотришь».

Дети с богатым воображением, фантазией увидят даже то, что там не изображено.

Это тест на фантазию и развитость воображения. А также на внушаемость. Воображение — признак интеллекта. Если его нет - человек примитивен. Уровень внушаемостиможет быть высоким, средним, низким. Около 6%детей не внушаемы.

Вы можете сделать вывод о том, как влиять,
воздействовать на ребенка при необходимости, эмоциональные воздействия (интонирование, сила и высота речи) – если ребенок внушаем; логические доводы, убеждение фактами - если ребенок не внушаем.

Проанализируйте увиденные ребенком образы по словарю архетипов (В.Г. Горчако­ва.Имиджелогия. Теория и практика. Москва, 2012).

 

Тест на креативность

 

Попросите малыша изобразить 6 тарелок/ машинок. Если он в каждый рисунок привно­сит что-то новое — это креативность; рисует их абсолютно идентичными - банальность.

 

Тест на уровень интеллекта и креатив­ность психолога

А. Лурия «Шахматное поле»

 

Дайте ребенку абсолютно чистый, неразлинованный лист бумаги. Попросите его изобра­зить шахматное поле.

  1. Если он изобразил квадрат и прямыми вертикальными линиями делит его все время пополам до получения поля с 8 клетками по го­ризонтали и вертикали, у него высокий интел­лект и креативность. Это самый эффективный способ решения задачи.

2. Если ребенок изобразил квадрат и точка­ми (все время пополам) обозначил 8 сегмен­тов по вертикали и горизонтали, а потом началпроводить линии, у него частично-поисковый стиль мышления. Он выходит за рамки пред­писаний и старается по-новому, более эффек­тивно решить задачу.

  1. Если малыш просто чертит, не выходит за рамки предписанного, он растет исполнителем.